Советы по разработке ролевых игр

Так себеСреднеХорошоОтличноСупер! (No Ratings Yet)
Загрузка...

Третья статья из цикла тренинг тренеров и тема Ролевые игры.

Ролевые игры лучше разрабатывать в четырех этапах, которые ниже будут описаны более подробно.

1 .Исходная ситуация
Для начала необходима исходная ситуация, возможно, из близкой сферы деятельности. Это может быть беседа, связанная с продажами, рекламация, разговор с сотрудником или обсуждение с коллегами. Важно в выбранной ситуации то, чтобы она была близка к практике, чтобы содержала в себе конфликт и обладала конкретными границами. Особенно важна последняя характеристика, так как в ролевых играх нельзя проследить полное развитие ситуации – она всегда ограничена тем или иным моментом. Если хотят проиграть ситуацию с рекламацией, невозможно проиграть всю ситуацию продажи, однако факты, предшествовавшие продаже, должны быть доступны для ролевой игры. Импульсы для ситуации можно найти в повседневной работе, либо в рассказах коллег или друзей. Чтобы иметь запас идей, рекомендуется запоминать или записывать ежедневный опыт, все, что услышите или с чем встретитесь во время работы.

2. Действующие лица.
Когда конкретная ситуация уже найдена, необходимы еще и люди, которые будут правдоподобно действовать в этой ситуации. Этих людей необходимо представлять себе. Они должны быть реалистично и достаточно детально описаны, иметь как положительные, так и отрицательные черты характера. Лучше всего применить трехшаговый подход:

Личная информация – сюда относится: имя, возраст, национальность также может играть определенную роль, социальное положение, наличие детей, окружение, проживание, любимые занятия…

Профессиональная информация: профессиональный путь развития, приобретенные на настоящий момент навыки, с каких пор работает в компании, какое развитие получил в компании и какую позицию занимает сейчас; о чем говорит его стиль работы; что о нем думают его коллеги; каковы его планы на будущее, как он ведет себя по отношению к руководству; клиентам, коллегам…

Личные качества: основная установка; нормы и ценности, формирующие поведение; черты характера; сильные стороны; слабые стороны; личные особенности…

Так как достаточно сложно представить на бумаге живых людей, можно приглядеться к своим друзьям и коллегами, и возможно, Вы найдете кого-нибудь, кого будет легко описать. Вам также могут помочь телесериалы или книги.

3. Предшествующая ситуация.
Каждая ситуация разыгрывается в конкретном окружении. При этом необходимо обратить внимание на два уровня. Прежде всего, это общая основа ситуации: О какой компании идет речь? Как давно компания представлена на рынке? Какова ее позиция: сильная или слабая? Как относится к своим клиентам и партнерам…

Кроме того, есть еще и конкретная основа ситуации: Каким образом возникла эта ситуация? Какова непосредственная предыстория? Где и каким образом происходит разговор.

Эта информация позже будет очень важна для игроков, так как образует основу для дальнейшего их поведения.

4. Инструкция по ролям.
Инструкция по роли дает исполнителю роли конкретные указания по действиям, о том, как он должен вести себя во время разговора или к какой цели он должен стремиться. Такие рекомендации часто начинаются со слов: «Вы пришли, чтобы….»

Также можно полностью вверить «территорию игры» исполнителям. В этом случае инструкция по ролям будет звучать таким образом: «Вас вызвали к директору…»

Во время ролевой игры важны следующие пункты:
• Чем больше динамики в игре, тем больше она развивается: участники будут импровизировать, и продолжать игру;
• Тем больше риск потери контроля над игрой: ведущий не может контролировать, каковы представления у каждого из участников («каждый видит то, что ему хочется видеть»).

Ролевая игра с психологической точки зрения — комплексный метод, при котором, как никогда в других формах обучения, можно обратиться к чувствительной, эмоциональной стороне процесса.

Готовность обучающихся участвовать в игре нельзя планировать, она проявится лишь в процессе работы.

Значит, ролевая игра — это метод, который участники могут и отвергнуть.

Есть, например, люди, которые болезненно относятся к слову «игра», не чувствуют в себе азарта перевоплощения. Поэтому вопрос о добровольности необходимо обязательно поставить перед проведением игры, и если появляются категорические отказы, то следует принимать их без нажима и критики. Для таких участников необходимо иметь под рукой другую задачу (например, наблюдать за процессом подготовки к игре и за самой игрой).

Вербальная подробность и точность игрового руководства не дают гарантии того, что она будет точно так же понята, как это предусматривал руководитель игры. Хорошие инструкции к игре имеют предпосылкой большую интуицию, способность проникновения тренера в индивидуальные особенности участников и в специфику их жизненных и рабочих ситуаций.

Ролевая игра может формально проходить нормально, но чувства участников при этом остаются незатронутыми. Причиной может служить то, что руководство к игре не дошло до чувственного сознания участников. В этой ситуации тренер должен спросить их, что нужно изменить, чтобы ощутить ситуацию адекватно.

Поэтому, главным принципом игровой инструкции является, не то, что предлагает тренер, а то, что понимают участники.

Участников знакомят с инструкциями. Как они их воспринимают?
Участники, прежде всего, отмечают, что они уже знают о предлагаемой ситуации, что в их памяти связано с такими словами, как семья, зоопарк, воскресенье, прогулка и т.п. Вам придется работать с очень личными представлениями. Вы узнаете и о предыдущем опыте обучения, готовые ожидания от обучения.

Участники понимают инструкции в соответствии со своими личными представлениями обо всем процессе обучения и по конкретной теме. Если эта ситуация им близка и приятна, и они считают, что они могут повлиять на процесс обучения (ожидание контроля), то они так или иначе согласятся играть.

Воспринимаемые инструкции по игре оцениваются на соответствие определенным правилам поведения, ведь никто не хочет, чтобы над ним смеялись; слишком высокой степени эксгибиционизма также стоит опасаться; все, что происходит, должно производить впечатление спонтанности и не вызывать сомнений в правдоподобии.

Участники обдумывают, должны ли они обратиться к давно усвоенным и проверенным моделям поведения, или к стандартизированным ролям из повседневной жизни, телевидения, театра.
Эти знания они смешивают с целями курса и предположениями, которые они имеют об ожиданиях ведущего (скрытый сценарий ведущего) Таким образом появляется сценарий участника для ролевой игры: внутренняя, скрытая инструкция.

Этот процесс, занимающий считанные секунды, значит многое для участников, хотя часто они и не осознают этого: здесь мозг автоматически проверяет информацию перед тем, как она вступает в игру. В этой связи центральное понятие – «Tele».

«Tele» при этом обозначает способность эмоционального восприятия, способность рассчитанного на реальность взаимной оценки. Здесь речь идет о главной квалификации тренера, которая позволяет нам сказать участнику: «мне кажется, Вы бы могли взять эту роль на себя».

————————————————————————————————
Азартная жизнь — это игра. Игра в интернет казино в покер онлайн дает возможность выиграть, впечатления и увлекательные повороты судьбы. А ты баловень фортуны?

Смотрите также:

Комментировать

Нет комментариев »

RSS

Добавить комментарий

Психолог онлайн