Рабочая последовательность

Так себеСреднеХорошоОтличноСупер! (No Ratings Yet)
Загрузка...

ролевая играЧетвертая статья, которая является логическим продолжением тема Ролевые игры и относится к разделу тренинг тренеров.

Проведение ролевой игры должно всегда проходить в одинаковой рабочей последовательности, потому что так участникам передаётся дополнительное чувство уверенности.

Рабочий договор. Тренер и игроки определяют — чего они хотят достичь в ролевой игре и принимают соглашения о методах и ходе игры.

Сооружение «сцены». Чтобы пояснить, что речь идёт о вымышленной ситуации, для игры определяется помещение (место) игры. Это даёт участникам чувство защищенности и уверенности: в определённом помещении выступать в роли, покидая его — выходить из игры.

Оформление «сцены». Для лучшей идентификации с ситуацией, игроки должны оснастить (оформить) «сцену». Необходимо решить, где стоят столы и стулья, что ещё находится в помещении (например, растение в горшке), где двери и окна и т. д.

Распределение ролей. Для успеха ролевой игры требуется короткое, но очень выразительное и чёткое описание ролей. Поэтому у участников нужно всегда дополнительно спросить, обладают ли они достаточной информацией о своих ролях: имя, пол, возраст, происхождение, семейная и рабочая ситуация, ценности и цели, интересы и взгляды.

Руководство игрой. Тренер не берёт себе никакой роли в игре. Тем самым он остаётся нейтральным наблюдателем и может, таким образом, в любое время вмешаться и прервать игру, если это станет нужно.

Чёткое вступление и выход из игры. Роли берутся добровольно, и выход из игры возможен в любое время. Для ролевой игры используются игровые имена. Они ясно сигнализируют, когда начинается ролевая игра и когда она окончена.

Подведение итогов. После ролевой игры проводится совещание с целью обратной связи, касающейся основной темы. При этом обсуждение должно быть сосредоточено на цели ролевой игры (рабочий договор) и не использоваться для других целей.

Подведение итогов.
Проведение подведённых итогов проходит в три этапа.

Этап 1. То, что было испытано на собственном опыте.
Участники игры рассказывают о своих собственных ощущениях. Наблюдатели рассказывают о том, что увидели они. Участники и зрители обмениваются опытом. (Что мне напомнила эта ситуация?)

Этап 2. Анализ.
Анализируются причины соответствующего поведения в ролях, делаются заключения о человеческих отношениях, перечисляются возможные альтернативы, описывается новое ролевое поведение.

Этап 3. Перенос.
• Ролевая игра сравнивается с реальными жизненными ситуациями
• Делаются обобщающие заключения
• Планируются последующие за этим действия (например: повторение ролевой игры, для того чтобы испробовать другую возможность отношений).

К сожалению, не существует точных и общепринятых правил для высказывания своих комментариев в сторону другого лица, которые бы позитивно влияли на принимающего фидбэк. Поэтому многие чувствуют себя неуверенно, когда от них требуется прокомментировать ту или иную ситуацию, то или иное поведение.

Для того чтобы фидбэк после ролевой игры был эффективным как для высказывающего данный комментарий, так и для принимающего его, необходимо придерживаться одного основного правила, а именно:

Различать три уровня в своём комментарии

• Игрок как личность
• Результат действия личности
• Поведение личности

Игрок как личность

По отношению к личности игрока дающий комментарий должен иметь внутреннюю позитивную установку:
«Ты мне нравишься таким, какой ты есть, и я тебе нравлюсь таким, какой я есть».

Результат действия личности
На этом уровне даётся комментарий к проявленным действиям, на¬пример:
«Меня не совсем устраивают достигнутые в игре результаты».
«Я доволен/довольна Вашим успехом в области сбыта продукции».

Поведение личности
На этом уровне участники рассказывают о своём восприятии поведения другого участника, например:
«Мне не нравится, когда Вы меня прерываете» а НЕ «Вы постоянно меня перебиваете»
«Мне доставило удовольствие общение с тобой/Вами в данной игре».

К сожалению, очень часто бывает, что особенно в устных комментариях эти уровни смешиваются и чётко не отделяются друг от друга. Это приводит к тому, что комментарий вызывает у принимающего его только недоумение. В результате таких комментариев из участников игры получаются соучастники с предъявляемыми к ним обвинениями.

Итак, в комментариях не должно быть:
• Советов
• Оценочных высказываний
• Интерпретаций.

Выполнение этих правил не только позволяет удачно провести фидбэк, но и повышает чувство удовлетворенности всех участников игры.

Материалы тренинг тренеров.

Смотрите также:

Комментировать

Нет комментариев »

RSS

Добавить комментарий

Психолог онлайн