10 мифов о гештальт терапии

Так себеСреднеХорошоОтличноСупер! (No Ratings Yet)
Загрузка...

Десять мифов о гештальт терапии:

Миф первый.
О чувствах.
Почувствовал чувство – вырази его!
Итак, первое – гештальт учит нас тому, что надо выражать чувства! Да, конечно, на группе или в индивидуальной терапии, тренера и терапевты часто повторяют, «что ты сейчас чувствуешь?» «Вырази это, скажи об этом!». В результате возникает ощущение, что чувства, это некая самодостаточная ценность в гештальте и выражение ее должно сильно изменить мир к лучшему. На самом деле, выражение чувств является не целью само по себе, а призвано 1) улучшить ощущение собственных чувств клиента (если с этим проблемы); 2) улучшить коммуникацию при недостаточном предъявлении себя (только при недостаточном); 3) осознать потребность, стоящую за чувством. Третье, по сути самое важное, поскольку бесконечные «я злюсь на тебя», хоть и являются шагом вперед по сравнению с «что-то у меня голова разболелась», но по сути столь же мало продвигают, если закономерный вопрос «а чего хочешь?» вызывает растерянную реакцию «чувства предъявить…». Зачем? Так учили…

Миф второй.
О потребностях.
Ощутил потребность удовлетвори ее!
Так и рождается молва о том, что гештальт-терапевты сводят человеческое к животному, а сами – эдакие социопатичные типы – чего им захотелось, то и сделали. Не так все было, не так. Конечно зажатый ретрофлексией и интроектами невротик, дорвавшись до терапии, воспримет все именно так, но…. И это но, весьма существенно, гештальт подход призывает осознавать потребности, а не удовлетворять их. Осознали – хорошо. А вот теперь выберите, удовлетворять или подождать, а если удовлетворять, то как.

Миф третий.
Снова о потребностях.
Если я чего то хочу, то это что-то, чего мне не хватает. Действительно, мы выросли в стране дефицита, нехватки. И по инерции продолжаем, испытывая желание идентифицировать его как потребность в получении чего-то. И стремимся получать – больше любви, больше денег, больше успеха, больше внимания. В результате – ожирение, отвращение и обесценивание. Изредка вспоминают про потребность избавиться от чего-то. Я этого не хочу, мне это мешает, я хочу сделать, чтобы этого не было. В результате – спокойно, но как то скучно. Так вот, на всякий случай, попробуйте еще третий вариант – кому то что-то дать, поделиться, создать, просто так, потому что вам этого хочется. Вдруг понравится?

Миф четвертый.
О спонтанности.
Собственно, это развитие мифов под номером 1 и 2. Да здравствует спонтанность! Будем живыми и непосредственными как дети! Так учил Перлз! Даешь энурез, как высшее проявление спонтанности и аутентичности! Ура!!! Знакомо? Угу. Хотите сделать из затюканного, страдающего невротика свободного, раскованного психопата, от которого будут страдать окружающие, а как следствие потом опять начнет страдать и он сам? Вперед. Научите его выражать окружающим все те чувства, которые он испытывает и совершать все те действия, которые захочется. Получилось? Ура! Еще одна компроментация гештальт-подхода вышла в мир. Нет, не зря все таки психоаналитики предупреждают своих клиентов о том, что пока терапия не закончена, им не следует предпринимать никаких серьезных решений в бизнесе и личной жизни.
Спонтанность на самом деле, это когда всему этому находится еще и оптимальная форма в этом мире, в данной ситуации и в данный момент времени. В том числе может оказаться, что в данный момент времени и в данной ситуации самым оптимальным и самым спонтанным будет потерпеть и дождаться более подходящего момента (только не долго конечно). Истинная спонтанность всегда произвольна, чем и отличается от непроизвольной импульсивности.

Миф пятый.
О самодостаточности.
Я хочу стать самодостаточным человеком, чтоб ни от кого, ни от чего не зависеть, скажите, как мне этого достичь?! Этот запрос в том или ином виде преследует наверное всех психологов и психотерапевтов. Некоторые даже пытаются этому научить. Как этого достичь? Да, никак! Невозможно это, живой человек не может быть абсолютно независимым, он и существует то не сам по себе, а в поле/среде, которое его окружает и задача его научиться осознавать это и использовать опять же осознанно. Этому и учит гештальт, но часто бестолку.

Миф шестой.
О принятии.
Меня должны принимать таким, какой я есть! Должен быть кто-то, кто это сделает! Люди с радостью натыкаются на тезис о парадоксальном принципе изменений в гештальт-терапии, т.е. что изменения возникают тогда, когда я принимаю то, что во мне есть, таким, каково оно есть. Да принимаю, но не ГОРЖУСЬ этим! Согласитесь, что между принятием того, что это есть и что это так и гордостью за это или восхищением – две большие разницы. И уж не говоря о том, что принятие качеств, совсем не ведет за собой принятие действий, в которых эти качества выражаются. Т.о. знаменитое Роджерсовско-христианское, «всякий человек хорош» нуждается в дополнении «но вести себя может, как последняя скотина». Принятие в гештальте означает лишь признание реальности этого и существования этого в данный момент, но никак не принятие того, что это и будет дальше существовать в таком же виде. «Да я принимаю, что ты сейчас такой, а теперь будь любезен делать это по другому или вали отсюда!» — таково истинное принятие в гештальт терапии.

Миф седьмой.
О понимании.
Я должен понимать другого и/или меня должны понимать.
Счастье – это когда тебя понимают. Все люди стремятся к этому счастью, а начинающие терапевты стремятся осчастливить этим своих будущих клиентов. Люди! Понимание – это процесс образования гештальта! Т.е. это выделение некоей фигуры из фона и донесение ее в качестве послания до другого! Никто кроме клиента этот процесс осуществить не в силах! И терапевт лишь может поддерживать клиента в делании этого. Конечно из всякого правила есть и исключения. Опытный или хорошо чувствующий терапевт в состоянии проделать этот процесс внутри себя быстрее клиента и догадаться, каким может быть этот путь и чем он по идее должен закончиться. Только вот хорошо ли это для клиента? Поможет ли это ему научиться быть понятным и стать понятым?

Миф восьмой.
О самораскрытии.
В психотерапии приходится раскрываться, а это так сложно, так страшно и так болезненно! Я так этого боюсь!
Правильно боитесь. Потому как в психотерапии не надо раскрываться, надо предъявляться. И это две большие разницы. Метафора раскрытия предполагает создание бреши в границе, через которую окружающий мир в виде терапевта и/или других участников группы получает возможность беспрепятственного проникновения во внутренний мир человека. Ощутили ужас? Ага. А как тогда быть? А очень просто. Взяли ту часть своего внутреннего мира, сделали с нее слепок, образ, описание и вынесли наружу, во вне, за пределы своей границы и предъявили окружающим. Вот, посмотрите, у меня там так, что вам это напоминает, какие у вас идеи, как вам это? И если начинают слишком активно там ковыряться, лапать, обесценивать, критиковать, то тут же им по рукам: «Я вас не об этом просил!»

Миф девятый.
О ценностях.
Ценности? Так это ж интроект!
Да, именно такое я и услышал на одной из обучающих групп гештальт-терапии. Короче, увидишь Будду – убей его! Нет, конечно бывает и так, что тот набор «ценностей», которым обладает человек на самом деле ему не принадлежат и воспринимаются им, как нечто объективно важное для всех людей на свете. Так и говорят «но ведь это важно, это надо, так принято, у всех так». Но ценности это совершенно другое. Это мое, индивидуальное, это то, что я люблю, то чего я выбрал придерживаться, то ради чего я готов сражаться и умереть, потому что без этого я уже буду не я. В некоторых школах гештальт-терапии этому уделяют мало внимания. С легкой руки Перлза «характер», как нечто стабильное, постоянное, устойчивое стало синонимом патологического. Однако он то имел в виду совсем другое – привычки, стереотипы, прежде всего, действительно навязанные извне. А вот до того опыта, который человек приобретает в жизни сам и научается его ценить у него просто руки не дошли. Слава богу, там еще Исидор Фромм был.
И так, не стоит забывать, что функция self существует в трех режимах ид, эго и персона. Без персоны (опыта, ценностей, преставлений о себе и о мире), человек становится психически нестабильным он просто не знает на основании чего ему делать выбор, что предпочесть в сложной ситуации, наконец ему не доступны долговременные проекты и отношения. Цикл контакта завершается не полным контактом (final contact), а постконтактом, на котором собственно и выясняется, что я сделал, как я это сделал, как мне это, кто я после этого и стоит ли так поступать в дальнейшем.

Миф десятый.
О прерываниях цикла контакта.
Прерывания цикла контакта – это зло и с ними надо бороться! Идеальный, хорошо пролеченный человек лишен прерываний цикла контакта. Демонстрировать прерывания цикла контакта в обществе гештальтистов неприлично. Вот.
Мда. И как не стараются, как не пишут о том, что прерывания цикла контакта это совсем не плохо, это просто фазы цикла контакта такие, все бестолку. Итак, еще раз, на самом деле, сначала человек находится в нейтральной точке – суть слиянии, потом выходит из него, потом происходит интроекция части среды получение энергии и/или информации, которая обрабатывается (пережевывается) и принимается за константу, потом человек проецирует, т.е. высказывает некоторые предположения о мире, в контексте имеющейся у него потребности, потом осуществляет выбор и при необходимости, ретрофлексирует (делая себе то, что не может получить в данный момент из среды), либо подавляет те свои намерения или желания, которые окажутся неуместными в данном контексте. Наконец в конце он может некоторое время постоять перед вступлением в контакт в эготизме, ощутив свою власть над тем, осуществлять свою потребность или нет, вступать в контакт или нет, получив наконец ощущение произвольности, столь необходимое для подлинной спонтанности. После чего снова войти уже в слияние контакта с объектом. Избыток энергии он по ходу дела может рассеивать с помощью дифлексии.
И так совет, начинающим гештальтистам, если вам с презрением или укором говорят ты сейчас проецируешь (интроецируешь, ретрофлексируешь, дифлексируешь, находишься в слиянии, мастурбируешь, и т.д.). Повернитесь и гордо ответьте: «Да, я знаю! И что?».
——————————
Смирнов Алексей — психиатр, психотерапевт, врач высшей категории, кандидат медицинских наук. Гештальт-терапевт (сертификат EAGT). Сотрудник консультативного отдела Московского НИИ Психиатрии МЗ. Психотерапевт Института Психотерапии и Клинической Психологии и МГИ.

психотерапия онлайн

Комментировать

Нет комментариев »

RSS

Добавить комментарий

Психолог онлайн