Фильтры восприятия

Так себеСреднеХорошоОтличноСупер! (4 votes, average: 5,00 out of 5)
Загрузка...

Опыт человека, физиология, психология, воспитание, настроение, ситуация и многое другое формируют нашу собственную модель происходящего. Уникальная история каждой личности (Елены, Андрея, Олега, Натальи …) играет роль фильтра, через который каждое мгновение проходят тысячи сигналов от органов чувств. Поскольку все мы видим мир сквозь фильтры своего собственного восприятия, ни один из нас не видит саму действительность. Мы просто не в состоянии увидеть ее такой, какая она есть. О поступках других людей, мы судим, исходя из собственного опыта, применяя собственный фильтр. Нередко фильтры искажают действительность и мешают достичь целей. «Не судите о реальности по тени, которую она отбрасывает», «У каждой ситуации минимум три правды, т.к. мы живем в трехмерном пространстве».
Каждый человек по-своему видит, слышит, ощущает, фильтрует и редактирует получаемую из внешнего мира информацию. Иными словами, каждый сам «программирует» свое поведение. Для каждого из нас характерен набор определенных бессознательных «фильтров» восприятия, которые помогают нам создать собственную картину происходящего и определяют наше поведение в различных ситуациях. Другие варианты поведения просто не проходят сквозь эти фильтры и как бы «не приходят человеку в голову».
Если люди общаются и их фильтры не сопоставимы, возникает конфликт. В этот момент у каждого появляется желание изменить «чужие» фильтры, изменить «чужую» реальность. («Нет легче болезни, чем чума у соседа»). Причины многих конфликтов кроются именно в том, что люди забывают, что у каждого свой фильтр восприятия.

Как избежать конфликтных ситуаций? Как добиться эффективной коммуникации?

Лучше поинтересоваться фильтром другого человека. Задать вопрос. Послушать ответ. Принять ответ. Уважать чужой фильтр. Да, просто не показывать свой фильтр.

Что лучше в коммуникации, отстаивать свою точку зрения или слушать другую?

Люди любят говорить о себе, забывая о собеседнике, о его мнении. Простое понимание того, что у каждого человека свой фильтр, часто помогает избежать конфликтных ситуаций.

Выводы.

Нет Коммуникации:

Давим своим фильтром.
Раздражаемся от другого восприятия.
Настаиваем на своем фильтре.
Желаем изменить фильтр другого человека.

Коммуникация:

Интересуемся фильтром другого человека.
Задаем вопросы, слушаем ответы.
Принимаем фильтр другого человека.
Уважаем чужой фильтр.
Не показываем свой фильтр.
Не защищаем свой фильтр.

Если мы будем помнить о теории фильтров, будем своих коллег, агентов «продвигать» вперед с хорошей коммуникацией, то и сами в себе разовьем качественное общение с пользой для всех.

Какую стратегию мы часто применяем в общении?

Правильно – часто стратегию доминирования; один давит, другой уступает, иногда стратегию манипулятивную, соперническую. Такие тактики оставляют у людей чувство неудовлетворенности, изнурения или отчуждения, а нередко и всего вместе. Мы изматываем себя и других таким общением, но не достигаем желаемого – ладить друг с другом.

Есть очень хороший эффективный путь общения, когда люди стремятся найти взаимную выгоду там, где только возможно. Они выбирают стратегии партнерства, содружества – самые продуктивные в общении.

Как в ситуациях помогают фильтры?

* Снижают накал страстей, раздражение.
* Один простой вопрос может улучшить взаимоотношения.
* Так мы быстрее доберемся до истинной причины.
* Не «бьем» по лбу человека своей причиной, своим фильтром.

Смотрите также:

Комментировать

Нет комментариев »

RSS

Добавить комментарий

Психолог онлайн