Принципы построения тренинга, цикл обучения Колба

Так себеСреднеХорошоОтличноСупер! (7 votes, average: 3,00 out of 5)
Загрузка...

Методика построения программы соответствующей циклу обучения Колба.

Фаза 1. Опыт.

Обучающийся получает новую информацию, которая требует от него ответа.

Процедуры:
• Решение проблем в группах
• Обучение на примерах
• Ролевые игры
• Выезд в поле
• Игры
• Задания группам

Роль тренера.
Основная роль тренера в Фазе 1 заключается в структурировании процесса обучения. Он должен представить задачи, определить нормы, правила и временные рамки. При лекционном способе подачи материала тренер должен представить информацию в доступной для участников форме. Эффективными способами повышения интереса аудитории являются использование наглядных пособий и вопросов, которые активизируют процесс обучения.
При работе в малых группах тренеру необходимо четко формулировать задачу. Желательно, чтобы задача и обсуждаемые вопросы были написаны на доске или в раздаточном материале, чтобы участники имели возможность обращаться к ним во время работы в группах. В дополнение, работа в малых группах проходит эффективнее, если участники обсуждения распределяют между собой роли. Хотя основная часть работы приходится на следующую фазу, когда тренер может задать вопросы группам в данный момент для облегчения процесса дискуссии.
Вопросы могут быть следующими:
• Есть ли вопросы по заданию?
• Необходима ли Вам какая-либо дополнительная информация?
• Задумывались ли Вы о …?
• Хотите ли Вы что-нибудь добавить?
• Есть ли у Вас другие варианты?
• Сколько времени Вам необходимо?

Фаза 2. Анализ опыта.

Обучающиеся классифицируют информацию, полученную в Фазе 1. они используют эту информацию для развития ключевых моментов по изучаемому предмету в следующей фазе. Но в первую очередь необходимо проанализировать полученный опыт.

Процедуры:

• Обсуждение в малых группах
• Общее обсуждение
• Презентация участников
• Доклады от малых групп

Роль тренера.
Роль тренера в Фазе 2 заключается в том, чтобы помочь обучающемуся осмыслить то, что произошло в Фазе 1. Это означает, что обучающийся должен сфокусировать свое внимание на том, что заключает в себе этот опыт. Тренер должен быть уверен в том, что наиболее важные аспекты не пропущены.
Эффективный способ помочь обучающемуся осмыслить опыт – это спросить его, что случилось и что он думает по этому поводу. Фаза 2 – это процесс обмена идеями и впечатлениями между участниками.
Вопросы, которые могут быть заданы тренером:
• Что случилось?
• Что вы чувствовали, когда …?
• Что вы заметили при …?
• Ваши ощущения по поводу этого опыта?
• Вы согласны/не согласны с тем, что они говорят? Почему?
• Хочет ли кто-нибудь что-нибудь добавить?
• Это удивляет Вас?
• Почему Вы не …?

Фаза 3. Обобщение опыта.

В этой фазе обучающимся необходимо интерпретировать то, что обсуждалось в Фазе 2, для того чтобы определить – какие выводы могут быть сделаны. Это означает, что обучающийся должен проанализировать информацию и решить, что она означает для него. Другими словами обущающийся вырабатывает принципы и извлекает уроки из опыта и его обсуждения.

Процедуры:
• Общее обсуждение в большой группе
• Лекции
• Чтение заданий
• Демонстрация

Роль тренера.
Роль тренера в Фазе 3 больше похожа на условную роль человека, дающего знания, нежели направляющего ход обучения. Больше чем в какой-либо другой фазе тренер должен быть компетентен в предмете изучения и иметь кредит доверия в глазах обучающегося как хороший источник информации. Это не означает, что тренер должен ответить на все вопросы. Фактически, обучающийся лучше усвоит материал, если ответы на эти вопросы будут найдены самими участниками.
В качестве направляющего ход обучения тренер помогает обучающемуся сфокусироваться на значении того, что произошло во время фаз приобретения и осмысления опыта, так, чтобы обучающийся смог осознать факт приобретения новых знаний.
Существуют два основных подхода для осуществления этого: тренер может сделать заключение сам (например, в виде лекции) или задавать наводящие вопросы, чтобы дать возможность обучающимся самим прийти к собственным выводам. Последний подход требует наличия сильных тренерских навыков, а также знания предмета изучения.
Вопросы, задаваемые тренером:
• Чему Вы научились?
• Что это для Вас все значит?
• Работает ли этот принцип на практике?
• Как можно связать все то, о чем мы говорили?
• Приобрели ли Вы какие-либо новые взгляды о …?
• Каковы были основные моменты обсуждения?
• Какие уроки мы можем из этого извлечь?
• С чем вы это связываете?

Фаза 4. Применение.

Для того, чтобы обучающийся почувствовал, что сессия имела для него какое-то значение, он должен соотнести полученные знания со своей жизненной ситуацией. В Фазе 4 обучающийся связывает тренинг с реальным миром – они редко бывают одинаковы. Эта связь может быть установлена через практику и через планирование применения после тренинга.

Процедуры:
• Использование приобретенных навыков
• Планирование действий
• Выезд в поле
• Обсуждение

Роль тренера.
Основная роль тренера в Фазе 4 – быть консультантом для обучающегося. Так как обучающийся больше стремится к самостоятельной работе, тренер может дать совет и стимулировать обучающегося улучшать приобретенные навыки. Ключевой вопрос, который должен задать себе каждый: «Что я должен изменить в следующий раз?»
Вопросы, задаваемые тренером:
• Что вам больше всего понравилось?
• Что было наиболее трудным?
• Как вы можете применить это у себя дома?
• Можно ли это сделать в ближайшие 2 недели?
• Что вы считаете необходимым сделать сразу после тренинга?
• Что Вы думаете, будет наиболее трудным при осуществлении этого?
• Что вы нашли для себя значимым в работе?
• В каких областях Вы бы хотели попрактиковаться больше?
• Есть ли у Вас еще вопросы?
• Как можно сделать это лучше?

Смотрите также:

Комментировать

Нет комментариев »

RSS

Добавить комментарий

Психолог онлайн