Тренер и аудитория

Так себеСреднеХорошоОтличноСупер! (No Ratings Yet)
Загрузка...

аудитория, фигуры людейКакую информацию тренер может считать с аудитории.  Это важная тема, которая поможет любому тренеру  повысить свою эффективность работая с аудиторией.

Если вы внимательно присмотритесь, то заметите, что реакция на выступление очень четко проявляется в:
а) направления взгляда;
б) выражении лица;
в) оживленности жестикуляции;
г) напряженности позы;
Рассмотрим теперь перечисленное выше подробнее. Итак, первое – направление взгляда. Куда смотрит слушатель?

— Взгляд продолжительное время направлен на выступающего. Даже если он переключается на какой-то другой объект, чаще всего на соседа, чтобы обменяться мнениями, то вскоре возвращается. В большинстве случаев это означает, что речь воспринимается с интересом.
— А вот если, наоборот, на ораторе взгляд задерживается реже, чем на других объектах, значит, внимание ослаблено, неустойчиво.
— Взгляд неторопливо «блуждает» по залу в поисках объекта, на котором можно было, сосредоточится – можете смело считать, что степень внимания к вашим словам минимальна. Слушают еле-еле, не вникая в содержание, так, на всякий случай. И как только подходящий объект будет найден, слушатель совсем отключится от восприятия.
— Взгляд долго и упорно устремлен на все что угодно, но только не оратора. Редкое мимолетное «бросание» взглядов на выступающего означает лишь желание убедиться, что не замечает, как слушатель занимается посторонними делами. Внимания никакого, речь не воспринимается.
— Взгляд невидящий. Слушатель ушел себя, о чем-то своем думает. Или вообще не воспринимает, или слушает, как говорится, вполуха. То есть информация скользит по сознанию, но не задевает, критически не осмысливается.
— Слушатель отводит глаза, встречается взглядом из выступающим. Значит, речь неинтересна. Слушает так себе, как себе, как бы полуавтоматически, и стесняется того, что автор может понять это.
— Глаза закрыты. Вероятнее всего, слушатель полу дремлет. Однако информация все0таки частично воспринимается, хотя и не анализируется. Но смотрите, не ошибитесь. Если люди, которые лучше слушают именно с закрытыми глазами.
— Взгляд направлен вниз, слушатель записывает, — восприятия максимальное или близкое к нему.

Теперь – выражение лица. Направленность взгляда плюс мимика, особенно, грубы.
— На лице напряженная мыслительная деятельность, губы сжаты, взгляд устремлен на оратора. Слушатель явно с большим интересом воспринимать речь и обдумывает ее. Можно сделать вывод, что все познавательные процессы, которые перечислены ранее, функционируют в полной мере.
— На лице одухотворенность, восхищение. Скорее всего, выступление воспринимается с доверием, без серьезного критического осмысления. При таком восприятии содержание во многих случаях не очень хорошо запоминается. «Слушатель, открыв рот, а в голове ничего не остается».
— Лицо чрезмерно напряжено, брови сдвинуты, губы плотно сжаты, заметна озабоченность, Обычно это свидетельствует о том, что слушатель не успевает критически осмысливать воспринимаемую информацию, находится в цейтноте.
— На лице отсутствующие выражение, рассеянность. Взгляд тусклый, без живности. Значит, слушатель параллельно с восприятием информации думает еще о чем-то своем.
— Заметно напряженное вслушивание или всматривание, лицо озабоченное и несколько недовольное. Скорее всего, по какой-то причине плохо видит или плохо слышит, но хочет устранить помехи восприятия, так как сообщение кажется ему интересным.
— Озабоченность с оттенком недоумения и недовольства, хота слушает внимательно. Может свидетельствовать о том, что некоторые слова, термины, логические взаимосвязи не поняты им.
— Улыбка. Это может быть отклик на шутку выступающего или соседа или, что более неприятно, на ошибку в речи. И все же нередко такая реакция означает, что слушают с вниманием.
— Смех. Причина аналогична предыдущей, но реакция сильнее. Смеющейся человек, пока не закончил смеяться, ничьих слов не слышит.
— Ироническая улыбка, глаза чуть припущены, выражение скептическое, иногда с оттенком презрительности. Возможно, слушатель располагает намного большей или иной, более достоверной, информацией по теме выступления. В этом случае на его лице можно наблюдать смесь иронии и превосходства.
— Лицо недовольное, возмущенное, разгневанное. Скорее всего, причины аналогичны предыдущим, но реакция проявляется сильнее. Может быть, это реакция на нечто оскорбительное, прозвучавшие в речи.
— Разговор – если в большой аудитории этого и не слышно, то видно по характерным движениям губ. Понятно, что внимание переключено, и речь оратора не воспринимается.
— Удивление. В большинстве случаев означает, что излагаемая информация совершенно неожиданна для слушателя.

В жестикуляции очень показательна и значима для обратной связи оживленность. Зависимость примерно следующее: чем она активнее, тем меньше внимания проявляет слушатель. И наоборот. Чем она сдержаннее, скупее, замедленнее, тем больше человек поглощен речью. Познавательные процессы сдерживают активность физическую. Конечно, нельзя не учитывать индивидуальные способности, а также то, слушает ли человек вообще, или он преспокойно заснул.

В связи с этим к бесспорным выводам можно прийти лишь на основе наблюдений за двумя позициями рук.
— Слушатель записывает. Значит, воспринимает информацию с полным вниманием, критически осмысливает и старается запомнить.
— Аплодирует. Ясно, конечно, что это высшая степень одобрения речи или какой-либо мысли, удачного фрагмента. Хотя, например, у некоторых народов размеренное лопание в ладоши, да еще в середине речи, означает, наоборот, крайнее недовольство.
— Протирание пальцами виска, постукивание пальцами по стулу или спинке стула, сжимание кулаков или ручки, карандаша могут быть еще одним свидетельством глубокого внимания к речи и ее критического осмысления.
— Расслабление, вялость могут означать, что слушатель, как ни старался, так и не понял высказанную ораторам мысль или логическую связь каких-то фактов.
— Нервное сжимание – разжимание пальцев может передавать восторг, одобрение речи или резкое несогласие с мнением автора.

Теперь о позе, ее напряженности или расслабленности. Эти две ее характеристики очень значимы для обратной связи.
— Поза напряжения, туловище подано вперед. Голова в таком положении, которое позволяет «не пропустить ни одного слова»: может быть повернута одним ухом к оратору, если плохо слышно. Заметны кивки при согласии и отрицательные покачивания головой – при несогласии с прозвучавшими словами. Это означат в большинстве случаев, что речь воспринимается внимательно, критически осмысливается и запоминается.
— Поза расслабления, туловище откинуто на спину стула, рука подпирает голову. Значит, слова почти не воспринимаются или «в одно ухо влетело, в другое вылетело».
Между этим противоположными позами слушатель может находится в различной степени напряженности – расслабленности. Зависимость меду позой и степенью внимания можно сформулировать так: чем напряженнее поза, тем лучше воспринимается и критически осмысливается речь. И, естественно, наоборот. Остальные позы, как и жесты, могут иметь различные значения. Вот несколько характерных поз.
— Человек сидит, несколько согнувшись и подавшись вперед. Может внимательно слушать, записывать, но может и полу дремать, делая вид, что внимательно слушает. Или исподтишка читать газету, книгу, переписывать что-либо и т. д. При этом будет поглядывать на выступающего и окружающих: «Не заметили ли?».
— Человек развернулся вполоборота к соседу. Значит, восприятия речи практически нет. Идет задушевная беседа.
— Слегка склоненная набок голова может свидетельствовать о повышенном внимании, но если вся поза расслаблена, то наоборот, речь воспринимается пассивно.
— Покачивания головы из стороны в сторону могут означать удивление или недоумение: «Ну и ну!»
— Вскидывание головы снизу в вверх – возник какой-то вопрос.

Комментировать

Нет комментариев »

RSS

Добавить комментарий

Психолог онлайн