Гуны

Так себеСреднеХорошоОтличноСупер! (1 votes, average: 5,00 out of 5)
Загрузка...

«Бог пребывает в сердце всех существ, вращая все, как на гончарном круге, Майей трех гун.»

Бхагават  Гита

Всем кто практикует Йогу, Тантру и т.д. известны три гуны: Саттва, Раджас , Тамас — качества, свойства в широком понимании этого слова. Они олицетворяют природу в различных проявлениях. Буду краток..)))) Саттва — несет состояние благости, Раджас — страсть, Тамас — невежество. Эти три гуны обуславливают все наше непростое (или простое) бытие: судьбу, семью, воспитание, вкусы и предпочтения, месячный размер зарплаты, темперамент, друзей и т.д. С развитием осознания своей природы, человек начинает распознавать какая гуна преобладает, каких качеств той или иной гуны не достает.

Традиционно считается что путь Садханы (Духовного пути, практики, развития) — это путь из более невежественаного состояния ( Тамаса) в чистое и благостное состояние ( Саттва) . И при этом в практике есть некоторые ньюансы. Например, Гуна Саттвы — (изначально это состояние чистого покоя, равновесия) можно спутать с состоянием Тамаса (тоже покой, только он в этой гуне  доминирует как лень), и если достаточно самолюбия  и гордыни, то можно в этом болоте прибывать достаточно продолжительное время . Поэтому больше вероятности выйти в Саттву из Раджаса (гуна страсти, действия), преодолев Тамас.  Тогда таже страсть которая преобладает в Раджасе преображается в действие, наполненное покоем и блаженством. Но путь не заканчивается на том, что достигается Гуна Саттвы.

В начале двадцатого века Шри Ауробиндо в Труде «Йогическая Садхана» описал  свое видение Садханы (пути, практики). Хотелось отметить строки:

«Будучи совершенно беспристрастны, вы обретете либо совершенный покой, либо совершенную радость, чистое наслаждение. Совершенный покой – это негативная форма духовной радости, Ананды; им обладают те, кто остается в бескачественном Абсолюте (Ниргуна Брахмане). Чистое наслаждение –– это позитивная форма Ананды; им обладают те, кто остается в бесконечном сверхкачественном Абсолюте (Тригунатита Ананта Брахмане). Вы можете обладать обоими, и лучше обладать обоими. Бог, который наслаждается миром, испытывает чистое наслаждение, основанное на совершенном покое. »

Здесь описаны несколько стадий просветления. Ниргуна Брахман — это Нирвана. А вот Тригунатита Ананта Брахман — это когда Садху( практикующий ) преодолевает Три гуны, т.е. становится за пределам их влияния, необусловлен. И еще Можно отметить несколько высказываний про гуны из труда «Йога и её цели»:

«Не только Пуруша, оста­ваясь отстраненным, будет trigunatita (тригунатита), вне трех гун, но и Пракрити, использующая гуны, не будет зависеть от них. Саттва, насколько нам известно, растворится, превратившись в чистую prakasa (пракаша) и jyoti (джьёти), и природа будет жить в чистом, свободном и бесконечном самосущем озарении. Тамас, насколько нам известно, преобразуется в чистую sama (шама) или santi (шанти), и природа * обретет прочное основа­ние в бесконечном и невыразимом мире и покое. Раджас, насколько нам известно, преобразуется в чистый tapas (тапас), и природа * вольется в свободный и бесконечный океан божествен­ной силы. Действие, основанное на таком покое, пронизанное светом небесных сфер (оn that foundation of calm and in that hеаvеn of light), будет спонтанным объективным выражением Бо­жественного знания, единым с Божественной волей. Это и есть то состояние бесконечности, anantya (анантья), в котором борьба связанных и ограниченных саттвы, раджаса и тамаса уступает место мощной гармонии prakasa, tapas и sama. И даже прежде чем вы достигнете этого состояния, [находясь] на пути к нему, вы обнаружите, что некая могущественная сила, не принадлежа­щая вам и существующая вне вашего тела, но при этом владею­щая им и наполняющая его, думает за вас, чувствует за вас, дейст­вует за вас, и само ваше тело, равно как и ум, и сердце, движимы этой силой, а вовсе не вами. Вы будете наслаждаться этими мыслью, чувством, действием, но ни вы не будете обладать ими, ни они — вами: karmani praviliyante (кармани правилиянте),

Ваши действия будут проходить, не оставляя в вас ни следа, ни отпечатка, как волна исчезает с поверхности моря, как вода стекает с листка лотоса.»

Вполне возможно язык Шри Ауробиндо может показаться сложным для понимания. Тем не менее, если внимательно прочитать и прочувствовать его текст, то в данном отрезке можно обнаружить путь тантра. А именно путь преображения трех гун в инные состояния. Итак:

Саттва — преобразуется в Пракаша (Озарение), Джьёти — Свет.

Раджас — преобразуется в Тапас — духовный огонь.

Тамас — преобразуется в Шанти — Тишина.

 

Комментировать

Нет комментариев »

RSS

Добавить комментарий

Психолог онлайн